С глубокой древности служит человеку ковочное ремесло. Появившись почти на заре цивилизаций, оно стало прообразом и символом государственности, когда все решало оружие, и не было дела до сантиментов.
Наибольшего расцвета художественная ковка достигла на стыках ампира, барокко и ренессанса. С изменением стилей менялся и характер изделий. Если для барокко не пустым звуком была симметрия, а для ампира — вычурность форм, то ближе к модерну от стереотипов отошли практически все искусства и большинство ремесел, включая кузнечное дело.
Первыми изделиями были: холодное оружие, подковы, гвозди, стремена и элементы сбруи. С развитием культуры государств стали появляться зачатки ремесла в его художественном проявлении. Европейская школа добилась своего апогея в эпоху ренессанса, когда массово создавались садово-парковые комплексы в Италии, Франции. В изделиях преобладали растительные мотивы и очень тонко выполненные витые украшения, которые не утяжеляли пейзажа, но делали его более законченным и в то же время фундаментальным.
Развитие художественной ковки
Со времен Петра художественная ковка прижилась и в России, где обогатилась колоритом и руками отечественных левшей.
Современная ковка (в массовом производстве) перешла на полуфабрикаты, то есть изготовление уже устоявшихся базовых элементов. Это экономит время и никак не сказывается на красоте и качестве готовых изделий. Наиболее популярными являются: оконные решетки, заборы и ограждения, лестницы и входные группы. В современных реалиях существуют требования, предъявляемые к изделиям. В плане безопасности они должны быть прочными, массивными и качественно смонтированными. Условия их эстетического существования заключаются в полном соответствии стилю здания, а по художественному наполнению — выражать нейтральность сюжета (если изначально не задумано иное).
Для примера: оконные решетки не должны заслонять солнечный свет и создавать гнетущее впечатление, поэтому загромождение красивыми цветочками и волютами здесь не годится, лучший вариант — это поиграть с изменением геометрической формы.